Бензерук Николай Персональный сайт психолога

+7 921 807 60 46

Формирование ответственности в подростковом возрасте

Формирование ответственности в подростковом возрасте

Автор — Бензерук Николай

Без личных шишек и тумаков, собственного опыта, его осмысления, подрастающее поколение вряд ли сможет научиться чему-нибудь стоящему. Ответственность - это навык, черта характера, которая формируется опытным путем. Задача родителей – дать возможность сформироваться этому опыту, начиная с малого и заканчивая значимыми поступками, такими, например, как выбор будущей профессии.

Повзрослеть — не обязательно означает жениться, или завести детей, или взять ипотечный кредит. Повзрослеть — означает научиться чувствовать ответственность за других — и ловить кайф от того, что эта ответственность способна принести.
Фрэнк Джеймс Купер, актер

Вряд ли можно найти такого родителя, который не хотел бы, чтобы его ребенок-подросток были самостоятельным и ответственным. Все мы желаем своим детям только лучшего, хотим, чтобы они были лучше нас, чтобы они не наступали на те же «жизненные грабли», на которые в свое время наступали мы. Однако, вот в чем парадокс: очень сильное желание родителя уберечь от жизненных неудач своего подростка, оказывает последнему «медвежью услугу». Так как же сформировать настоящую ответственную позицию к жизни у молодого поколения в подростковом возрасте? Ведь никто не поспорит с тем, что в этом и заключается воспитательная работа родителей. Именно эту тему мы обсудим в данной статье.

1. Ответственность за свои поступки – это очень здорово, познавательно и интересно.

В нашем обществе, увы, принято сравнивать ответственность за собственные поступки с тяжелой ношей, которая через некоторое время обязательно придавит к земле своего хозяина. Возможно, что многие из взрослых неосознанно сравнивают личную ответственность с уголовной и административной ответственностью, и именно поэтому понятие ответственности у нас не в моде. Это, конечно же, шутка, однако не лишенная доли жизненной правды. Чтобы сформировать ответственную позицию у подростка по отношению к своим поступкам, следует ее всячески поощрять, находить в ней интерес и обязательно подкреплять высказываниями: «ответственность – удел личностей, сильных людей!», «быть ответственным за свои поступки – это очень интересно, потому что ты сам являешься создателем собственной судьбы. А что же может быть лучше?». Лишь только получая удовольствие, удовлетворение от собственной ответственности, подросток будет способным брать эту ответственность на себя.

2. Личный пример – самый лучший учитель.

Слова – это вторая сигнальная система. Именно поэтому слова, какими бы красивыми и громкими они не были, не оказывают значительного воздействия на процесс воспитания. Более того, нравоучения в директивном стиле со стороны родителя вызывают протест и желание «бодаться» со стороны подростка. А вот личный пример никогда не вызовет такого сопротивления, если конечно не будет всячески навязываться. Если старшее поколение в семье получает удовольствие от ответственности, всячески культивирует его в самом себе, проявляет во внешнем мире в виде собственных поступков, то подросток неосознанно впитывает такое ответственное поведение. Ведь 99% детей копируют поступки и поведение значимых для него людей, какими для него являются родители. Личный пример – лучший учитель.

3. Каждому человеку следует формировать свой собственный жизненный опыт.

Без личных шишек и тумаков, собственного опыта, его осмысления, подрастающее поколение вряд ли сможет научиться чему-нибудь стоящему. Ответственность - это навык, черта характера, которая формируется опытным путем. Задача родителей – дать возможность сформироваться этому опыту, начиная с малого и заканчивая значимыми поступками, такими, например, как выбор будущей профессии. Родители не могут уберечь своих детей от всех жизненных неудач, которые во многом являются жизненными уроками. Следует найти баланс между чрезмерной родительской опекой и подростковой вседозволенностью. Лишь в этом случае У подростка сможет сформироваться ответственность, которая поможет ему во взрослой жизни.

4. Значимая и интересная цель способствует формированию ответственного поведения.

Если у подростка есть мечта, цель, которая ему интересна, захватывает его, воодушевляет – ее всегда можно использовать для формирования ответственности. А для этого нужен диалог родителей и детей. Чем чаще дети и их родители общаются по душам, чем чаще родители интересуются жизнью собственных детей, тем больше подросток начинает осознавать собственные цели и мечты в жизни, брать ответственность за их осуществление.

Мы с Вами поговорили о способах формирования ответственности в подростковом возрасте. Однако, эти же механизмы работают не только в подростковом возрасте, но и во взрослой жизни. Ответственность – это, прежде всего, навык. Любой навык можно натренировать, если осознавать его значимость, его необходимость, а также если получать удовлетворение от его присутствия в собственном поведении. Вряд ли безответственный родитель сможет передать подрастающему поколению хороший образец для подражания. Поэтому, практически всегда, если мы хотим, чтобы подрастающее поколение стало более самостоятельным и ответственным, нам следует показывать собственной жизнью, что являет собой ответственный и самостоятельный человек. И совершенно не имеет значения в какой сфере жизни: в профессиональной деятельности, либо в семейных взаимоотношениях или в какой-либо другой сфере человеческих взаимоотношений.

Вопрос-ответ

Вы можете прислать мне свой вопрос через форму обратной связи. Примеры ответов и вопросов, можно увидеть в разделе «Вопрос‑ответ». Там же будет размещен ответ и на ваш вопрос. Я постараюсь ответить как только смогу.