Бензерук Николай Персональный сайт психолога

+7 921 807 60 46

"Кто я?" или проблемы подросткового возраста

Автор — Бензерук Николай

Это период, который сопровождается появлениями вопросов: «Кто я?», «в чем заключается моя индивидуальность?», «чего я хочу в жизни достичь?», «что такое «хорошо» и что такое «плохо»?». Сталкиваясь с подобными вопросами противоречиями в своем сознании, подросток ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. Это возраст развития автономности, и он настойчиво требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Эрма Бомбек, писатель

Тема подросткового периода сейчас очень актуальная и современная. Неспроста она постоянно на слуху, и родители, столкнувшиеся с трудностями восприятия собственных детей-подростков, да и, собственно, сами подростки, не всегда понимают, что с ними происходит, и какие изменения их ожидают.

Прежде чем перейти к проблемам подросткового возраста, давайте вначале определимся какой же возраст принято называть подростковым. Эрик Эриксон, американский психолог и психотерапевт с мировым именем, чьи идеи актуальны и по сей день, выделил и подробно описал 8 стадий психосоциального развития, которые, по его мнению, проходит любой человек в процессе своей жизни, вне зависимости от пола, национальной, расовой и религиозной принадлежности. Все восемь стадий мы подробно рассматривать не станем, однако пристально и подробно остановимся на одной из них. Эта стадия – юность. Какой же возраст затрагивает эта стадия, и какими физиологическими изменениями она сопровождается?

Это как раз тот самый «трудный подростковый возраст» от 12 до 19 лет, в процессе которого происходит переход от детства к взрослому состоянию.

Изменения в гормональном фоне, перестройка опорно-двигательного аппарата и другие глубинные изменения на уровне тела – это все анатомические и физиологические изменения. Изменения на уровне психологии проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся; желание быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, вступает в конфронтацию с ответственностью за собственные поступки. Это период, когда подросток плывет в двух лодках, правда одна из них плывет в приятное и беззаботное детское прошлое, а другая - в неизведанное и расплывчатое будущее. Не очень завидное положение, не так ли?

Это период, который сопровождается появлениями вопросов: «Кто я?», «в чем заключается моя индивидуальность?», «чего я хочу в жизни достичь?», «что такое «хорошо» и что такое «плохо»?». Сталкиваясь с подобными вопросами противоречиями в своем сознании, подросток ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. Это возраст развития автономности, и он настойчиво требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Самый главный совет, какой можно дать родителям в этот непростой для них период жизни – будьте рядом, беседуйте и чувствуйте, что происходит с Вашим ребенком.

Не пытайтесь ограничить его свободу без объяснения причин по типу «Я сказал, что надо – значит надо! И это правильно потому, что я так сказал!», а обязательно рационально объясняйте накладываемые на подростка ограничения и подкрепляйте свои убеждения выгодой для будущей жизни подростка. В противном случае все ограничения, не подкрепленные их объяснением и обоснованием, рискуют превратиться в ограничения творчества, ограничения самореализации и ответственности за собственные поступки. Как много взрослых людей живут на белом свете, имея трудности в самоидентификации, пребывающих в тревожащем вопросе «кто я?». Вряд ли такого будущего хочется родителям для своих детей. Попробуйте вспомнить себя в этом возрасте, свои трудности и неразрешенные вопросы, и Вы найдете точки соприкосновения с подрастающим поколением. Любой кризис можно преодолеть, если чувствуются понимание со стороны близких и значимых людей, их опора и эмоциональная поддержка.

Вопрос-ответ

Вы можете прислать мне свой вопрос через форму обратной связи. Примеры ответов и вопросов, можно увидеть в разделе «Вопрос‑ответ». Там же будет размещен ответ и на ваш вопрос. Я постараюсь ответить как только смогу.